В четвёртый раз календарь предложил россиянам отпраздновать День местного самоуправления. Совсем молодой праздник. Но задачи у него не по-детски взрослые: придать импульс развитию властных структур в регионах, повысить их потенциал и ответственность.
О том, насколько решение этих задач реально в условиях усиления вертикали власти, о нюансах перераспределения полномочий между различными уровнями власти и других проблемах местного самоуправления наш корреспондент беседует с председателем думы Берёзовского района Владиславом Новицким.
- Владислав Петрович, не кажется ли Вам, что в словосочетании «местная власть» кроется некое лукавство? Особенно по отношению к дотационным (вроде нашего района) территориям. Вроде бы и власть, но всё же (снисходительно так) местная. Все прекрасно понимают, если федеральная и окружная власть даёт нам деньги на жизнь, эти ветви власти и диктуют – как нам жить. О какой самостоятельности местной власти можно в таком случае говорить?
- Да, такая точка зрения по поводу местного самоуправления звучит не редко. Но в этой формулировке тоже таится некое лукавство. Строго говоря, деньги нам вышестоящие органы не «дают». Они распределяют государственные деньги, которые положены нам по закону. И они не «заказывают музыку», а лишь следят за надлежащим расходованием этих – государственных, повторяю, средств. Так вот, задача всех ветвей местной власти и заключается в том, чтобы, во-первых, грамотно и убедительно защитить свой бюджет (сформированный на основе реальных потребностей территории), во-вторых, толково и с пользой выделенные бюджетом деньги израсходовать.
И поверьте, это сделать совсем не так просто. Ведь жизнь постоянно вносит свои коррективы в наши планы. То, что вчера казалось супер важным, сегодня-завтра может отойти на второй план под влиянием новых обстоятельств. И такие ситуации часто рождают недовольство людей. А местная власть, даже признавая справедливость претензий населения, не имеет реальных ресурсов для мгновенного решения вновь возникающих (или обострившихся) проблем. Вот вам и повод для разговоров о «несамостоятельности» местной власти.
Наши полномочия чётко прописаны в законе. И в рамках этих полномочий мы действуем по своему усмотрению. Разумеется, не из принципа «как хочу, так и ворочу». К примеру, капитальные вложения производятся на основе утверждённых программ, в которых предусмотрено финансирование строительства объектов из бюджетов разных уровней. Средства же на содержание бюджетной сферы выделяются согласно нормативам. Но при этом от нашей компетентности, от умения правильно расставить приоритеты, использовать все возможности, которые предоставляет бюджетный кодекс, зависит и объём финансирования.
- Однако, задача местной власти заключается не только в умелом распределении выделенных бюджетных средств. Важно ведь и самим зарабатывать, развивать собственную доходную базу…
- Кто же спорит?! Только не надо, эту важнейшую для каждой территории задачу, (которая и для России в целом вполне актуальна) превращать в этакую «плеть» для укрощения представителей местной власти. Да, наверняка есть такие регионы, где власть по разным причинам не смогла реализовать потенциал территории. Но поверьте, любой руководитель предпочтёт иметь в своём распоряжении хорошую налогооблагаемую базу, чем ютится в рамках дотационного бюджета.
Поэтому, прежде чем предъявлять такого рода претензии, серьёзный критик (если это не популист) должен проанализировать как, из чего, в какие сроки возможно создание доходной базы. Особенно в условиях, подобных нашим, где одно только отсутствие транспортной инфраструктуры (дорог, проще говоря) или «на корню убивает», или ставит под большой вопрос реализацию масштабных бизнес-проектов.
Я говорю это не в смысле «не жили богато, нечего и начинать», и это совсем не попытка снять ответственность власти за этот участок работы. Мы просто обязаны создавать условия для развития частного бизнеса. Наша задача понять, чем наш район может быть привлекательным для инвестиций, и эту привлекательность ярко продемонстрировать.
И всё же, давайте учитывать, что экономика территории развивается по своим законам. Мелкий и средний бизнес в полной мере раскрыть свой потенциал могут только там, где успешно работает крупный бизнес (которому, кстати, как воздух необходимо сопутствие мелкого и среднего бизнеса). Не будем себя обманывать. Даже если нам удастся посодействовать открытию нескольких небольших компаний, это не даст ощутимого экономического эффекта. Ну, разве что будет что ответить «критикам». А создание крупных предприятий, сами понимаете, возможно только решением окружной власти, а то и на федеральном уровне.
Не надо ещё забывать, что экономика Сибири создавалась и развивалась экстенсивно, за счёт газо- и нефтедобычи. Сейчас мы имеем серьёзные социальные проблемы, порождённые этим бумом. Полвека назад в эти места было привлечено огромное количество людей именно на разработку сырьевой базы. Большинство из приехавших остались здесь жить. Но условия изменились. Современные технологии вытеснили из производства и обслуживания нефтегазовой отрасли огромное количество людей. Занять их нечем. В этих краях до середины прошлого века люди занимались преимущественно промыслом и отчасти сельским хозяйством. Почти никакого промышленного производства не было, так из чего должна вырасти «доходная база», у которой здесь практически нет корней?
Одной из задач сегодняшнего дня считаю – поддержать и сохранить перспективу развития тех отраслей и программ, которые традиционно у нас существуют, либо созданы в последние годы. Начиная от поддержки агропромышленного комплекса (в частности – рыбной отрасли), до реализации туристических проектов. Кстати, за прошлый год дотации только рыбодобывающим предприятиям, работающим в Берёзовском районе, составили более пятидесяти миллионов рублей.
- Владислав Петрович, мне бы хотелось, чтобы Вы помогли жителям района разобраться в том, на каких принципах строятся взаимоотношения двух уровней органов местного самоуправления. В частности, насколько оправдана передача полномочий администраций поселений администрации района. Повлияет ли это на качество исполнения предусмотренных полномочиями задач? И вообще – в чём плюсы такого решения?
- Начнём с того, что часть полномочий администрации поселений просто не в состоянии выполнить самостоятельно. На этом сказывается отсутствие квалифицированных специалистов и требует значительного увеличения персонала администраций городских и сельских поселений, что оказывает дополнительную нагрузку на консолидированный бюджет Берёзовского района. В результате выходом из этой ситуации может служить общая централизация полномочий, с возможностью передачи полномочий в компетенцию администрации района.
Эффективность исполнения переданных в районную администрацию полномочий, безусловно, повысится. И примером тому – городское поселение Берёзово, где полномочия переданы районной администрации в полном объёме. Это позволяет принимать решения по развитию райцентра комплексно, на долгосрочную перспективу.
Помимо этого в настоящий момент администрация Берёзовского района работает над вопросом по передаче объектов ЖКХ в концессию. В результате это должно привести к снижению нагрузки на бюджет и улучшению качества предоставления услуг населению.
Самое главное в процессе передачи полномочий – не просто перекинуть груз ответственности с одних плеч на другие, а наладить устойчивое и продуктивное взаимодействие представителей администраций в решении вопросов, которые входят в круг этих полномочий.
- Большое спасибо, Владислав Петрович, за беседу, надеюсь, благодаря работе районных властей праздник местного самоуправления не станет формальным, а будет наполнен имеющим значение для людей смыслом.
Интервью провёл Валерий Белый