28.06.2017

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних

Введение

Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних (далее - методические рекомендации) отражают современные представления о таких экстремальных развлечениях несовершеннолетних как зацепинг, трейнсерфинг. В них рассматриваются проблемы личностного становления несовершеннолетних группы риска и возможные пути их решения, представлены методы профилактики экстремальных форм поведения подростков.

Настоящие методические материалы предназначены для специалистов учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1. Экстремальные формы поведения подростков: зацепинг, трейнсерфинг.

1.1. Особенности социальных групп подростков с девиантной ориентацией.

Наиболее важной причиной приобщения подростков к девиантной среде является то, что подростковая группа удовлетворяет потребность в общении, в проведении досуга. Принадлежность подростка к группе сверстников дает дополнительные возможности самоутверждения. Некоторые из таких групп перерастают в антисоциальные. Также подростковый возраст требует моральных правил, на которые мог бы ориентироваться подросток. На этом фоне некоторые группы предлагают различного рода антисоциальную мораль, которую подросток с легкостью принимает.

Одной из базовых потребностей подросткового возраста является стремление группироваться со сверстниками для общения и совместной деятельности. Удовлетворяя ее, подростки объединяются в неформальные группы, осваивая те или иные модели поведения девиантного характера. Кроме этого, для подросткового возраста характерна реакция эмансипации, т.е. стремление к отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. На первом плане оказываются друзья, сверстники. В случае неблагополучных семейных отношений такая тенденция перерастает в проблему развития девиантного образа жизни.

У большинства трудных детей и подростков блокирована фундаментальная потребность в уважении, принятии и любви, а в неформальных (девиантных) компаниях эта потребность может быть удовлетворена. Именно психологической комфортностью пребывания в неформальной группе объясняется почему сложно вернуть ребенка обратно в организованный социум.

Кроме этого, среди причин, способствующих участию подростков в неформальных группах, прежде всего, необходимо отметить неблагополучие в семейных отношениях, плохую организацию досуга, разочарование в идеалах взрослых, социальную несправедливость. Также причины участия подростков в неформальных молодежных объединениях кроются в низкой успеваемости и отчужденности от классного коллектива, в потребности в эмоциональной разрядке, в недостатке внимания к подросткам в семьях, в безнадзорности, вызывающей чувство одиночества и беззащитности.

На основе анализа особенностей социальных групп подростков с девиантной ориентацией выводится важный методологический принцип.

Во-первых, подростки, склонные к девиантному поведению, обладают личностными и индивидуальными особенностями, которые детерминируют проявление девиаций в их поведении и группирование в объединения подростков со схожими особенностями.

Во-вторых, группы удовлетворяют потребности подростков, склонных к девиантному поведению, в общении, проведении свободного времени, самоутверждении. Далее, в силу повышенного конформизма группы подростков с девиантной ориентацией становятся более жестко структурированы и закрыты для окружения, что приводит к замыканию подростков, склонных к девиантному поведению, в рамках антисоциальной среды.

И наконец, нахождение в девиантной среде ведет к деформации личности подростка, которая проявляется в еще большем разрыве межличностных связей с позитивным окружением, а также к развитию ориентации личности на девиантное поведение.

1.2. Современный экстремальный досуг несовершеннолетних.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь, появление новых обязанностей, активное стремление к самореализации, к успехам в конкретном виде деятельности. У подростка происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего его интересы меняются. Подростки становятся более дифференцированными и стойкими.

Поведенческие и характерологические особенности подростков:

-         направление своей активности и энергии на благо (в ущерб) себе или окружающим;

-         низкая (завышенная) самооценка, размытость границ личности, трудности в осознании и проявлении своих чувств, искаженность ценностных ориентаций и нравственных понятий.

Подросток начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Этот процесс нередко проявляется в форме девиантного (экстремального) поведения.

Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:

-         занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми, организовать совместную деятельность;

-         слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;

-         неэффективность досуговой системы;

-         бесконтрольное развитие референтных групп: зацеперов, руферов, диггеров и т.д., которые объединяются в сообщества, используя Интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами. В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Рубцова, 2013).

Экстремальное поведение поведение подростка может иметь формы зацепинга или трейнсерфинга.

Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), - езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами. Зацепинг - это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи. В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.

Зацепинг - это молодежное увлечение со своими традициями, негласными правилами этики, языком общения.

Многочисленные группы трейнсёрферов общаются в Интернете, создают сообщества (ВКонтакте несколько десятков групп зацеперов по различным направлениям следования поездов российской железной дороги; там же обсуждают модели поездов, время и место сбора зацеперов, участники предупреждают друг друга о дежурящих на станциях полицейских или антизацеперах, а также делятся видео своих удачных «зацепов»; здесь же выкладывают видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только «непрофессионалы», происходит «естественный отбор»).

Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»). По их мнению зацепинг обеспечивает:

-                      получение удовольствия от скорости и процесса езды;

-                      расширенный обзор окружающей местности;

-         возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;

-         возможность сэкономить на оплате проезда;

-         возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;

-         возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);

-         повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т.д.);

-         по мнению ряда трейнсёрферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и адреналину

-       это нормально для подросткового возраста.

Есть несколько причин, по которым, чаще несовершеннолетние увлекаются подобным видом экстремального развлечения - это так называемая адреналиновая зависимость и желание выделиться среди сверстников. Логика поведения зацеперов, руферов и им подобных очень напоминает логику наркоманов, которые утверждают, что «умирают от наркотиков лишь дураки», а они умные, и ни в коем случае не погибнут. Зацеперы, руферы - это люди, которые как правило не получают должного признания в семье, учебе, в коллективе сверстников и в результате уходят на сторону саморазрушения.

Рассмотрим подробнее психологические и социальные причины зацепинга в молодежной среде:

Особенности возрастного развития:

-                       склонность к рискованному поведению;

-                       потребности в автономии, свободе, аффилиации, значимости;

-          потребность изменения своего статуса в системе социальных оценок, определение своего места в социальной иерархии;

-                       дисгармоничность личности;

-                       изменение установившихся интересов;

-          протестующий характер поведения по отношению к взрослым и к обществу у подростков.

Социальная среда:

-                       семья (бесконтрольность или отсутствие внимание со стороны родителей);

-                       социальное окружение;

-                       неорганизованность досуга, свободного времени.

Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются:

- потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило это происходит в результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последующим отпусканием рук, пренебрежения правилом трёх опор при проезде и перемещении по поезду, проезда в неудобном и неустойчивом положении, использования ненадёжных конструкций в качестве точки опоры или для держания, проделывания трюков во время движения, проезда на поезде при отсутствии позволяющих держаться руками конструкций, обрыва конструкций поезда из-за подпила, ржавчины или усталости металла, а также соскальзывания с поезда в результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона или сильного ветра при нахождении трейнсёрфера на скользкой неровной поверхности и отсутствии возможности закрепления и удержания на вагоне;

-         поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприемнику, тормозным резистором и токоведущим высоковольтным шинам на крыше электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам;

-         столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше;

-         падение на рельсовый путь под колёса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами. Например, несчастные случаи такого рода нередко происходят при запрыгивании на ходу на подножки товарных вагонов. Падение и травмирование тела в результате запрыгивания на поезд или спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу.

Таким образом, самое опасное развлечение на железной дороге - это зацепинг!

2. Пути профилактики экстремального поведения несовершеннолетних.

2.1.   Эмоциональное развитие несовершеннолетних.

Эмоциональное развитие несовершеннолетних также как и другие психические процессы, подчиняется определенным закономерностям.

С точки зрения исследователя Х. Ремшмидта, в несовершеннолетнем возрасте встречается три типа эмоционального реагирования:

1.      Эмоциональная неустойчивость - мотивационная ситуация характеризуется, с одной стороны, стремлением к самостоятельности и самоуважению, а с другой - столкновением с регламентацией и ожиданиями окружающих;

2.      Нападение или отступление - агрессивное поведение или тенденция избежать столкновения;

3.      Идеализм - неумение критично взглянуть на окружающую действительность и вследствие этого видение только какой-то одной, желательной стороны этого мира.

Подросток еще не ушел от игры и продолжает испытывать потребность в игровых видах деятельности. Своеобразным механизмом защиты игры от самого себя выступает потребность в романтике, в приключениях, в ярких и эмоциональных событиях. Это стоит подчеркнуть особо - нормальное развитие подростка без событийно-эмоционального ряда жизнедеятельности практически невозможно.

2.2.         Практические рекомендации по профилактике экстремального поведения несовершеннолетних.

Одним из условий повышения эффективности профилактической работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростка и позитивное эмоциональное развитие с учетом его потребностей:

-         во взрослом человеке, но не в каждом взрослом (построение в профилактическом пространстве особых отношений с подростком - отношений созидающего взаимодействия);

-         в героях (подросток будет искать кумира для подражания и этим кумиром, чаще всего становится тот, кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел);

-          в коллективе сверстников как естественной среде нормального развития;

-          в сотрудничестве с другими людьми;

-          в защите прав на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы;

-          в равных семейных отношениях.

Перед педагогами с целью профилактики стоят три специфических задачи:

1.                   Педагогическое просвещение родителей в отношении особенностей подросткового возраста;

2.                   Определенное замещение родителей в тех случаях, когда они не хотят и не могут занять необходимую для развития подростка позицию;

3.                   Защита несовершеннолетнего от жестокости и равнодушия мира взрослых.

Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов профилактического воздействия.

2.3.     Методы профилактики экстремального поведения несовершеннолетних.

В профилактике экстремального поведения несовершеннолетних должны принимать участие как педагоги, так и родители подростков. Предотвратить развитие экстремального поведения в подростковой среде возможно с помощью превентивных мер воздействия, формируя правовое сознание несовершеннолетних.

Педагогам необходимо:

-          проводить профилактические беседы с несовершеннолетними о последствиях зацепинга и о реальных опасностях экстремальных увлечений в целом;

-          оосуществлять просвещение родителей (о возрастных особенностях подростков, молодежи, роли семьи и семейного воспитания, формах подросткового досуга);

-         ииспользовать в процессе информационного просвещения подростков наглядные материалы (создание архива печатных, видео- и фото- материалов по профилактике детского травматизма на объектах транспорта, метро и т.д.);

-         осуществлять совместную профилактическую работу с сотрудниками

МВД России на транспорте;

-         оорганизовывать беседы, лекции, открытые уроки в школах и детских летних лагерях с показом фильмов по правилам нахождения граждан на железнодорожных путях;

-         в образовательной деятельности использовать превентивные программы, имеющие ясные теоретические основания самого явления зацепинга, подкрепленные эмпирическими данными;

-         разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие формированию безопасного поведения;

-         разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие вовлечение несовершеннолетних в социально значимые проекты;

-         способствовать приобретению несовершеннолетними социального опыта профориентации, связанной с деятельностью железной дороги;

-         способствовать созданию волонтерских отрядов из участников неформальных объединений;

-         организовывать досуг несовершеннолетних, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия, квесты, игротренинги, семейные игры и т.д.

Родителям необходимо:

-         вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;

-          обучать детей правилам безопасности на железной дороге;

-         предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и т.д.;

-         обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги.

Что нельзя делать?

По отношению к подростку использование только запрещающих мер воздействия бесполезно! Так как специфика возраста приведет к внутреннему протесту и возрастанию еще большего интереса к экстремальным формам

поведения.

Вывод один - всегда искать альтернативу.

В целях активизации профилактической работы в данном направлении необходимо:

-         повысить уровень взаимодействия с общественными формированиями, занимающимися проблемами подростков, и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях улучшения оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях, относящих себя к неформальным группам «зацепинга»;

-         активизировать работу по организации целенаправленных профилактических мероприятий на наиболее криминогенных и травмоопасных участках обслуживания;

-         проводить совместные межведомственные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на своевременное выявление и пресечение фактов зацепинга.

Основные приемы работы:

-         выявление мест проведения досуга молодежи, находящихся рядом с железной дорогой, информирование о них сотрудников полиции; пресечение фактов нахождения несовершеннолетних на железнодорожных перегонах, так как хождение по железнодорожным путям является основной причиной травматизма (особенно если подростки в наушниках или в капюшоне);

-         своевременное пресечение зацепинга при попытке гражданина забраться на железнодорожный состав при подъезде (или при спрыгивании с состава) на перроне железнодорожной станции;

-         при выявлении взрослых лиц, занимающихся зацепингом или вовлекающих несовершеннолетних в эти группы необходимо провести разъяснительную профилактическую работу, направленную на возникновение психологического фактора «вины» у взрослого лица за возможную смерть несовершеннолетнего и прекращение данного вида деятельности;

-         проведение разъяснительных работ в образовательных и социальных учреждениях, акций на улицах;

-         при выявлении подростков, причисляющих себя к зацеперам в ходе беседы или тестирования (Приложение 1) необходимо провести профилактическую работу, направленную на формирование здоровой жизненной позиции и прекращение данного занятия;

-         мониторинг социальных сетей в Интернете с целью своевременного получения информации о местах сходок (по возможности необходимо информировать сотрудников полиции о данном факте для проведения рейда);

-         пропаганда в социальных сетях «антизацепинга»;

-         при выявлении подростка, занимающегося зацепингом в ходе совместного рейда с сотрудниками полиции и при привлечении данного подростка к административной ответственности необходимо провести с ним и его семьей психологическую и социальную работу, а также вовлечь данного подростка в общественно полезную жизнь по месту жительства и учебы.




Возврат к списку