Как защититься от навязывания дополнительных услуг (товаров)?
Попытка понудить человека к приобретению товаров или услуг, в которых у него нет надобности является грубым нарушением его прав как потребителя.
Новая редакция Закона РФ «О защите прав потребителей» такое нарушение даже выделила в отдельный пункт. Так, согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, закон содержит конкретный запрет на навязывание потребителю дополнительных услуг или товаров, которые ему не нужны.
Типичным навязыванием дополнительных услуг являются следующие случаи:
- понуждение граждан к заключению договоров страхования здоровья или недвижимости при оформлении кредитов;
- навязывание коммерческой организацией невостребованного товара или услуги в дополнение к основному товару;
- навязывание дополнительных гарантий, сервисного обслуживания.
Потребителю важно знать, что отказ от услуг страхования по закону не может быть основанием для отказа в кредитовании, так как это услуги не связанные (за исключением страхования залоговой недвижимости при ипотечном кредитовании).
Если же договор страхования все же был заключен, то от него можно отказаться в течение 14 календарных дней (период охлаждения).
В случае, если же был навязан товар, то от него тоже можно отказаться, но существует обязанность доказать тот факт, что он действительно был навязан, а это бывает не так просто.
Потому нужно постараться пресечь навязывание в момент покупки, а не бороться с этим в постфактум.