Правовая информация за 2019 год
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих
Поиск

Адрес
628140, ХМАО-Югра, Тюменская обл.,
пгт. Березово, ул Астраханцева, 54
Приемная
тел.
8 (34674) 2-44-92
факс
8 (34674) 2-17-45

Правовая информация за 2019 год


Об основных изменениях  в федеральном законодательстве   

         В данной информации предлагаем ознакомиться с основными изменениями, внесенными в течение 2 полугодия 2019 года в федеральное законодательство. 

          1. Федеральным законом от 26.07.2019 № 228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 «Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», вступившим в  силу 06.08.2019, внесены следующие изменения:

          Уточнена ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления за коррупционные правонарушения.

         Устанавливается, что в случае представления депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, к ним могут быть применены следующие меры ответственности:

         - предупреждение;

         - освобождение от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в указанном органе до прекращения срока его полномочий;

         - освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;

        - запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

        - запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

          Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления указанных мер ответственности определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации  (решением Думы Березовского района от 25.11.2019 № 481 утвержден Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности).

         2. Федеральным законом от 26.07.2019 № 226-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившим в  силу 01.09.2019, внесены следующие изменения:

 Скорректирован перечень нотариальных действий, которые вправе совершать должностные лица местного самоуправления, и круг таких лиц (статья 37 Основ законодательства о нотариате). Федеральным законом, в частности, установлено, что право совершать отдельные нотариальные действия имеют:

          в поселении, в котором нет нотариуса, - глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения;

          в расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, - глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района.

          Из перечня нотариальных действий, которые вправе совершать должностные лица местного самоуправления, исключается удостоверение завещаний и удостоверение доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом.

          Нотариальные действия будут осуществляться только для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах.

          Министерство юстиции России наделяется полномочиями по контролю за исполнением должностными лицами местного самоуправления полномочий при совершении нотариальных действий.

        3. Федеральным законом от 03.07.2019 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», вступающим в силу 31.12.2019, внесены следующие изменения:

         Закон направлен на повышение эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В частности, уточняются:

         - состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

         - условия установления и порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации;

         - полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также соответствующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части принятия решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального, межмуниципального и муниципального характера, планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

         4. Федеральным законом от 18.07.2019 № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 52.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», вступившим в силу 29.07.2019, внесены следующие изменения:

        Органам государственной власти и местного самоуправления могут предоставляться в безвозмездное пользование объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности.

        Речь идет о получении на основании договора безвозмездного пользования объектов культурного наследия, включенных в государственный реестр таких объектов.


Несовершеннолетние как сторона гражданско-правовых отношений

 Дееспособность - это способность лица принимать осознанные решения, осуществлять волевые действия по реализации права, исполнять обязанности и нести ответственность за последствия совершенных действий и решений. Дееспособность возникает при условии вменяемости и достижения совершеннолетия. Совершеннолетием является закрепленный в законодательстве возраст.

Согласно Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Основной закон государства -  Конституция Российской Федерации также предусматривает возраст полной дееспособности гражданина с 18 лет. 

Одновременно Конституция Российской Федерации установила для своих  граждан равную правоспособность и гарантии равноправия граждан независимо от каких-либо условий.

 Вместе с тем, возрастные ограничения дееспособности нельзя рассматривать как ущемление или умаление прав ребенка по отношению к правам взрослого.  Целью законодательного ограничения  возраста дееспособности человека явилась необходимость оградить его от последствий принятых им решений, ввиду его физической и умственной незрелости.

Возрастные особенности дееспособности детей раскрыты в гражданском законодательстве, которое предусмотрело для детей право участия в сделках.  Право совершать гражданско-правовые сделки возникает у детей, достигших возраста 6 лет. С этого возраста дети вправе выступать стороной в мелких бытовых сделках. Например, купить продукты, канцелярские товары, поменяться с другом не ценной игрушкой или подарить её. Сделки, не относящиеся к мелким бытовым, от имени детей возрасте до 14 лет заключаются их родителями (иными законными представителями).

Несовершеннолетние дети в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;  в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки, право на совершение которых имеют малолетние дети.

Иные сделки лицами в возрасте от 14 до 18 лет совершаются только с согласия законных представителей, опеки и попечительства. Такое согласие оформляется в письменном виде и может быть дано по сделкам ранее совершенным несовершеннолетним ребенком.

Дети, достигшие возраста 14 лет, вправе лично защищать  свои права, свободы и законные интересы в при рассмотрении в судах общей юрисдикции и мировых судах гражданских и административных дел. 

В исполнительном производстве несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет вправе выступать в качестве должника или взыскателя только с согласия законных представителей, органа опеки и попечительства. Полную дееспособность в исполнительном производстве несовершеннолетний приобретает с возраста 16 лет.


Об основных изменениях  в федеральном законодательстве в сфере местного самоуправления

          В данной информации предлагается ознакомиться с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 06.10.2003  № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», свидетельствующими о вариативности подходов к осуществлению местного самоуправления.

         Федеральный закон от 01.05.2019 № 87-ФЗ, вступивший в силу 01.05.2019,   принят в целях совершенствования принципов территориальной организации местного самоуправления.

         Для дополнительного обеспечения вариативности подходов к осуществлению местного самоуправления с учетом особенностей территорий перечень видов муниципальных образований дополнен муниципальным округом.

          Новый вид муниципального образования (муниципальный округ), по мнению законодателя, обеспечит возможность консолидации представительских и административных ресурсов, в том числе на сельских территориях, в целях оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления посредством создания одноуровневой системы местного самоуправления, там, где это целесообразно.

         Авторы закона полагают, что реализация инициативы позволит улучшить финансовое положение населенных пунктов, испытывающих с этим трудности, и, как следствие, повысить эффективность решения отраслевых вопросов местного значения, требующих существенных капиталовложений и являющихся наиболее значимыми с точки зрения обеспечения эффективного пространственного и социально-экономического развития территорий.

          Итак, законодатель ввел новое понятие - муниципальный округ и определил его как несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного   Федеральным законом 131-ФЗ), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

         В связи с введением нового вида муниципального образования (муниципальный округ), уточнено понятие городского округа.

         Городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей (2/3) населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах.

 Также уточнено понятие межселенной территории. Это территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений.

         Таким образом, новый вид муниципального образования (муниципальный округ) не является противопоставлением городскому округу.

           В состав территории городского округа входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей (2/3) населения городского округа, при этом в состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, размер которых не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.

          В состав территории муниципального округа входят несколько объединенных общей территорией населенных пунктов. Указанное требование в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях. Территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения.

          Территории муниципального округа, городского округа не входят в состав территории муниципального района.

                  Перечень вопросов местного значения муниципального округа  соотнесен с перечнем вопросов местного значения городского округа (статья 16. Вопросы местного значения муниципального, городского округа)

         Федеральный закон 131-ФЗ дополнен статьей 9.1 «Наименования муниципальных образований»

         Наиболее значимые нормы права, содержащиеся в данной статье:

         1.Наименование муниципального образования должно содержать указание на его статус и субъект Российской Федерации, в котором расположено данное муниципальное образование.

          2. В наименование городского поселения, сельского поселения помимо элементов, указанных в части 1 статьи 9.1, должно включаться соответственно указание на наименование муниципального района, в состав которого входит данное поселение.

         3. Иные элементы наименования муниципального образования могут определяться уставом муниципального образования с учетом исторических и иных местных традиций, а также наличия почетных званий СССР и Российской Федерации.

         4. Наименование муниципального образования подлежит включению в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

          Уточнено понятие «преобразование муниципальных образований» (статья 13).

         В частности, объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. При этом, если население двух и более поселений не выразило в установленной форме своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования. Преобразования поселений, в результате которых муниципальный район будет состоять из одного поселения, не допускаются.

         Таким образом, муниципальные округа могут быть образованы, в первую очередь, в результате наделения городских округов, созданных в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 2017 года N 62-ФЗ, соответствующим статусом (статусом муниципального округа), а также вследствие объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, с утратой поселениями и муниципальным районом статуса муниципального образования.  

          Вместе с тем допускается вхождение в состав территории городского округа сельских территорий и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, но в пределах, в совокупности не превышающих значения, устанавливаемого законом.  

           Для проведения возможных преобразований и изменения границ муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством, а также приведения статуса существующих муниципальных образований в соответствие с устанавливаемыми законом понятиями и требованиями к определенным видам муниципальных образований, установлен переходный период до 1 января 2025 года.

          В переходный период:

         Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований приводятся в соответствие с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

          В случае, если объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, повлекло образование муниципального округа, в структуре местной администрации муниципального округа, как правило, образуется территориальный орган, на который возлагается осуществление на соответствующих территориях части функций местной администрации.

           Изменения закона направлены на упорядочение сложившейся неоднородной практики территориальной организации местного самоуправления, в первую очередь связанной с соотношением статуса муниципального образования и специфики административно-территориального устройства.  



О старостах сельских населенных пунктов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

     Федеральным законом от 18.04.2018 N 83-ФЗ введена статья 27.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующая правовой статус и деятельность старосты сельского населенного пункта.

     В целях реализации данной правовой нормы принят закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.10.2018 № 71-оз «О старостах сельских населенных пунктов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

     Настоящий Закон регулирует отдельные вопросы деятельности старост сельских населенных пунктов в автономном округе как формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Назначение старосты сельского населенного пункта

     Староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования (в нашем случае, Советом депутатов городского (сельского) поселения Березовского района), в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом.

     В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12.06.2002  N 67-ФЗ  "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" активным избирательным правом обладает совершеннолетний гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Понятие «место жительства» определено статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» как жилой дом, квартира, жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. 

     Порядок организации и проведения схода граждан сельского населенного пункта по вопросам выдвижения кандидатуры старосты, а также досрочного прекращения полномочий старосты,  и порядок назначения, деятельности, а также прекращения полномочий старосты устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (в нашем случае, решением Совета депутатов городского (сельского) поселения Березовского района).

Правовой статус старосты сельского населенного пункта

       Староста сельского населенного пункта не является лицом, замещающим государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы, не может состоять в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления.

       В связи с чем, старостой сельского населенного пункта не может быть назначено лицо:

        1) замещающее государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы;

        2) признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

        3) имеющее непогашенную или неснятую судимость.

         Информация о старосте, в том числе о его назначении, размещается на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования, в состав которого входит сельский населенный пункт, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке и сроки, установленные нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Срок полномочий старосты сельского населенного пункта

       Срок полномочий старосты сельского населенного пункта устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. 

       Положения об изменении срока полномочий применяются в отношении старосты, назначенного после внесения соответствующих изменений в устав муниципального образования.

Основания начала и прекращения полномочий старосты сельского населенного пункта

        Полномочия старосты начинаются со дня принятия представительным органом муниципального образования решения о его назначении и прекращаются в день принятия представительным органом муниципального образования решения о назначении нового старосты. 

         Полномочия старосты сельского населенного пункта прекращаются досрочно по решению представительного органа муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта, а также в случаях, установленных пунктами 1 - 7 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, где речь идет о случаях досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в частности:

         1) смерть;

         2) отставка по собственному желанию;

         3) признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

         4) признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим;

         5) вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

         6) выезд за пределы сельского населенного пункта  на постоянное место жительства;

         7) прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретение  им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления.

Полномочия (функции) старосты сельского населенного пункта

       Староста сельского населенного пункта при осуществлении своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством автономного округа, муниципальными правовыми актами.

       Староста сельского населенного пункта для решения возложенных на него задач:

       1) взаимодействует с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями и иными организациями по вопросам решения вопросов местного значения в сельском населенном пункте;

       2) взаимодействует с населением, в том числе посредством участия в сходах, собраниях, конференциях граждан, направляет по результатам таких мероприятий обращения и предложения, в том числе оформленные в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления;

       3) информирует жителей сельского населенного пункта по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, а также содействует в доведении до их сведения иной информации, полученной от органов местного самоуправления;

       4) содействует органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов в сельском населенном пункте;

       5) оказывает организационную и информационную помощь жителям сельского населенного пункта при обращении в органы местного самоуправления муниципального образования;

       6) проводит личный прием жителей сельского населенного пункта, направляет по его результатам обращения в органы местного самоуправления муниципального образования;

       7) оказывает содействие органам местного самоуправления муниципального образования по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

       8) осуществляет иные полномочия и права, предусмотренные уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом автономного округа.

       По сути своей, староста сельского населенного пункта является посредником между органами местного самоуправления сельского (городского) поселения и жителями населенного пункта, учитывая территориальную отдаленность населенного пункта от административного центра поселения, сложную транспортную доступность между населенным пунктом и административным центром поселения, а также сложившиеся исторические и иные местные традиции, что довольно актуально для Березовского района.

Гарантии деятельности старосты сельского населенного пункта

       Гарантии деятельности и иные вопросы статуса старосты сельского населенного пункта могут устанавливаться уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом автономного округа.

       Старосте сельского населенного пункта при осуществлении его деятельности органами местного самоуправления муниципального образования гарантируются:

1) информирование по вопросам организации и осуществления местного самоуправления в сельском населенном пункте, а также по иным вопросам, касающимся жителей сельского населенного пункта;

       2) рассмотрение обращений и предложений старосты по результатам взаимодействия с населением.

       Староста может участвовать в заседаниях представительного органа муниципального образования (за исключением закрытых) с правом совещательного голоса, выступать и вносить предложения по вопросам, касающимся интересов жителей сельского населенного пункта.

       За счет средств бюджета муниципального образования может быть предусмотрена возможность компенсации расходов старосты, связанных с осуществлением им деятельности (полномочий) старосты, в случаях, порядке и размерах, установленных нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

         Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования могут предусматриваться иные гарантии деятельности старосты.

         Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.10.2018 № 71-оз предусмотрено наличие удостоверения старосты сельского населенного пункта, которое действует в течение срока его полномочий. Описание и образец бланка удостоверения старосты приводятся в приложении к данному закону.

Порядок выдачи удостоверения старосты устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.