Одним из наиболее опасных и распространенных проявлений коррупции является взяточничество, общественная опасность которого заключается не только в негативном влиянии на экономику, ослаблении государственной власти, но и в нарушении равенства прав и свобод человека, являющегося базовым принципом правового демократического государства.
Значимость противодействия коррупции подтверждается взятыми Российской Федерацией международными обязательствами, закрепленными, в частности, в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 17 декабря 1997 года.
В целях выполнения международных обязательств и уголовно-правового обеспечения противодействия взяточничеству Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК) устанавливает ответственность за ряд коррупционных преступлений, в числе которых получение и дача взятки (статьи 290, 291 УК).
В зависимости от размера взятки и иных обстоятельств получение (дача) взятки может наказываться лишением свободы на срок до пятнадцати лет, что определяет отнесение особо квалифицированных составов данных преступлений к числу особо тяжких уголовно наказуемых деяний.
Вместе с тем в отличие от взяткополучателя, уголовная ответственность которого носит безусловный характер и наступает с момента получения предмета взятки, в отношении взяткодателя законодателем предусмотрены специальные условия освобождения от уголовной ответственности.
Так, в соответствии с примечанием к статье 291 УК лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Таким образом, в настоящее время законодателем создан оптимальный правовой механизм, который призван обеспечить интересы государства в области противодействия коррупции и не допустить чрезмерного уголовно-правового воздействия в отношении взяткодателя.