Размер:
AAA
Цвет: CCC
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих
Поиск

Адрес
628140, ХМАО-Югра, Тюменская обл.,
пгт. Березово, ул Астраханцева, 54
Приемная
тел.
8 (34674) 2-44-92
факс
8 (34674) 2-17-45
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА ПГТ. БЕРЕЗОВО БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ГП.ИГРИМ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА П. ПРИПОЛЯРНЫЙ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НЕКТАРИЯ ТОБОЛЬСКОГО П. ХУЛИМСУНТ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА ИКОНЫ ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ С.П. СВЕТЛЫЙ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ  С.П. САРАНПАУЛЬ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)


По словам Н.А. Абрамова, первые следы христианства у остяков сливаются с самим покорением их Российской державе. Князьки их, призываемые в Москву, по возвращении домой приносили с собой понятие в вере христианской и саму веру». С присоединением Сибири, освоением и заселением сибирских земель здесь возникают города. В 1593 году был основан город Березов. Уже через 14 лет в 1607 году Березов упоминается в документах как центр Березовского края. Здесь, в Березове, казаки построили первую в Западной Сибири православную церковь во имя Воскресения Христова, в ней были поставлены две, принесенные казаками иконы — архангела Михаила и святителя Николая.

Надо отметить, что Березовский край составлял две трети Тобольской губернии и заключал в себе огромное пространство: все нижнее течение Оби до Ледовитого океана, поэтому город Березов стал не только административным, но и духовным центром огромной территории. Как пишет Н.А. Абрамов, «Государь Петр I, возвышая политическое могущество государства, заботился о распространении и благосостоянии российской церкви. Указом 1706 года 2 декабря он повелел березовскому воеводе призвать двух остяцких князей Ляпинского Шекшу и обдорского Тучабалду и спросить их, желают ли они принять христианство. Вскоре миссионеры, посланные туда сибирским митрополитом Филофеем Лещинским, стали проповедовать Св. Евангелие, но успеха не имели. Остяки не хотели слышать о новой вере, с ожесточением встречали и провожали ее проповедников».

Это продолжалось, по словам Н.А. Абрамова, до 1712 года, пока находящийся на покое сибирский митрополит, схимонах Феодор, сам не отправился в Березовский край для евангельской проповеди. Он проповедовал веру и крестил остяков. А также устраивал церкви вблизи и далее города Березова.

Н.А. Абрамов пишет: «Странствуя повсюду для обращения в христианство разных сибирских племен, Феодор дальнейшее наставление в вере новообращенных остяков поручил священникам по приходам; понимая, что по обширности края нельзя было в посвящении остяков быстро достигнуть полного успеха, он, как делатель и страж вертограда Христова, определил в край особыми миссионерами березовского Воскресенского монастыря игумена Гедеона и настоятеля Кондинского монастыря Зиновия».

Из этого можно было сделать вывод, что на березовское духовенство помимо их пастырского служения ложились еще обязанности миссионерские, которые зачастую складывались очень непросто. Церковь пеклась о духовной жизни населения огромного края. На протяжении березовской истории православные храмы деревянные и каменные горели, ветшали, но в XVII — XIX веках хотя бы один — два из них действовали и служили не только спасению душ православных, но и способствовали распространению христианства.

Первый храм во имя Рождества Богородицы с приделом святого Ильи Пророка, по преданию, построил Светлейший князь Александр Данилович Меньшиков в 1729 году. Он отбывал вместе с семьей ссылку в Березове. Рассказывают, что он лично участвовал в строительных работах, а потом каждодневно вместе с детьми молился в храме. Считается, что и похоронен Александр Данилович близ алтаря построенной им церкви. Этот деревянный храм сгорел в 1764 году.

Тобольский митрополит Павел Консюкевич дал грамоту на строительство новой церкви, и через год каменный храм был заложен на том же месте. Но только лишь в 1786 году церковь во имя Рождества Богородицы с пределом святых Антония и Феодосия Печерских был освящен и открыт. Построен храм на средства отставного унтер-офицера Даниила Афанасьевича Кинкорова (в некоторых источниках Канкарева) и на пожертвования березян.

С конца XVIII и до начала XX веков этот храм стал поистине духовным центром Березовского края. «По духовному ведомству, — писал Н.А. Абрамов, — Березовский край зависит от правления в Березове и разделяется на два «благочиния» под ведением благочинных. А в 1870 году было утверждено Березовское викариатство Тобольской епархии. Это значит, что в Березове появился епископ. Однако, викариатство просуществовало недолго, на рубеже веков снова ввели благочиния. Одним из благочинных был Иван Степанович Голошубин, с февраля 1891 года священник Березовской Богородице-Рождественской церкви и благочинный городских и окружных церквей.

В Богородице-Рождественской церкви особо почиталась икона Богоматери «Скоропослущницы». В 1910 году по благословению епископа Тобольского и Сибирского Евсевия было открыто приходское братство во имя иконы «Скоропослушницы».

Многие поколения березян, прихожан храма Рождества Пресвятой Богородицы, все самое важное в своей жизни связывали с церковью: рождение (крещение), свадьба (венчание), смерть (отпевание). Но в 1927 году церковь была закрыта, повержены кресты, разрушены купола и колокольня, на долгие годы смолкли ее колокола. Последний священник Александр Александрович Тоболкин арестован 3 сентября 1937 г., осужден УНКВД, и расстрелян в г. Тюмени 21 ноября 1937 г. (Реабилитирован 22 июня 1989 г.)

Но здание храма сохранилось: сначала там была пекарня, потом располагалась Березовская АТС (автоматическая телефонная станция). И только лишь через шестьдесят с лишним лет, в апреле 1991 года в Березове была вновь зарегистрирована православная церковная община, которая добилась передачи ей обезображенного храма.

В 1999 году в Березовском храме Рождества Пресвятой Богородицы начал пастырское служение священник, иерей Сергий Белоцерковский, выпускник Тобольской духовной семинарии, и в храме регулярно совершаются Богослужения, таинства крещения, венчания и др. Но прошло еще долгих пять лет, прежде чем поднялись белые стены церкви, засияли над ней купола.

Теперь храм Рождества Пресвятой Богородицы стоит, как встарь, высокий, белый, с золотыми куполами, с ангелом на колокольне, ажурными крестами устремленный в небо. В воскресные дни храм заполняется православными, не только березянами, но и приезжими из сел и деревень. Особенно отрадно видеть, что все больше и больше детей в храме, которых приводят и приносят родители на Святое причастие. Скорее всего, эти детки воскресят традиции наших благочестивых предков.


Настоятель Храма протоиерей Максим Викторович Дурнев

Новости
Вакансии города Фотогалерея единый телефон спасения 112 Виртуальная приемная Интернет-приемная Муниципальное образование городское поселение Березово

АФИША

Невеста