Проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее – ГИА-9, ГИА-11) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов регламентировано Порядками проведения ГИА-9, ГИА-11, утвержденными приказами Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года № 189/1513, № 190/1512 (соответственно) (далее – Порядок проведения ГИА-9, Порядок проведения ГИА-11).
Участники ГИА-9, ГИА-11 с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды вправе проходить ГИА в форме государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ) с использованием текстов, тем заданий, билетов (ГВЭ-9 п. 6 Порядка проведения ГИА-9; ГВЭ-11 п. 7 Порядка проведения ГИА-11), а также по отдельным учебным предметам по желанию могут заявляться для прохождения: ГИА-9 в форме ОГЭ, ГИА-11 в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание форм проведения ГИА (ОГЭ и ГВЭ-9, ЕГЭ и ГВЭ-11).
При проведении ГИА-9, ГИА-11 для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов на основании документов (копии рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), справки МСЭ, подтверждающей инвалидность, создаются условия, учитывающие состояние здоровья участников и особенности их психофизического развития (пункт 44 Порядка проведения ГИА-9, пункт 53 Порядка проведения ГИА-11), в том числе:
Проведение экзамена на дому, в организации здравоохранения для обучающихся по состоянию здоровья на дому, в иных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется при предоставлении заключения медицинской организации и рекомендаций МППК.
Для детей с ОВЗ при предъявлении рекомендаций ПМПК, для детей-инвалидов и инвалидов при предъявлении справки МСЭ, подтверждающей инвалидность, обеспечивается создание следующих условий:
1. Проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме, по желанию;
2. Увеличение продолжительности:
- Экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ) по учебным предметам на 1,5 часа;
- ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») на 30 минут;
- Итогового собеседования по русскому языку на 30 минут;
- Итогового сочинения (изложения) на 1,5 часа.
3. ОГЭ, ГВЭ-9 по желанию проводится только по обязательным учебным предметам (п. 7 Порядка проведения ГИА-9).
4. Организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.
5. Беспрепятственный доступ участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);
Специальные условия (для детей с ОВЗ при предъявлении рекомендаций ПМПК, для детей-инвалидов и инвалидов справки МСЭ, подтверждающей инвалидность и копии рекомендаций ПМПК):
- присутствие ассистентов, оказывающих участникам необходимую техническую помощь, помогающих занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные бланки;
- использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;
- оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой (для слабослышащих участников ГИА);
- привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников ГИА);
- выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере, с обеспечением достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА);
- копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК в увеличенном размере; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА);
- выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию. Информация о необходимости создания специальных условий при прохождении ГИА-9, ГИА-11 обучающимся с ОВЗ, детям-инвалидам, инвалидам содержится в рекомендациях ПМПК. Участники экзаменов с нарушением зрения (слепые) имеют возможность выполнять экзаменационную работу:
- в письменном виде: с использованием экзаменационного материала, оформленного рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере, при наличии соответствующих умений и навыков;
- в устной форме: устные ответы участников ГИА записываются на аудионосители или записываются на аудионосители с одновременным протоколированием.
ГИА-9, ГИА-11 для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов проводится в отдельной специально оборудованной аудитории.
Для участников экзаменов (слепые), владеющих шрифтом Брайля, экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера. Письменная экзаменационная работа такими участниками выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере.
Также слепые участники ГИА имеют возможность выбрать устную форму сдачи ГВЭ при прохождении ГИА. При проведении ГВЭ в устной форме устные ответы участников ГИА записываются на аудионосители или записываются на аудионосители с одновременным протоколированием. ГИА проводится в отдельной специально оборудованной аудитории. При проведении экзамена экзаменатор-собеседник при необходимости задает вопросы, которые позволяют участнику ГИА уточнить и (или) дополнить устный ответ в соответствии с требованиями вопроса экзаменационного задания. Технический специалист или организатор пункта проведения экзамена предоставляет участнику ГИА возможность прослушать запись его ответа и убедиться, что она произведена без технических сбоев. В случае одновременной аудиозаписи и протоколирования устных ответов, участнику экзамена предоставляется возможность ознакомиться с протоколом его ответов и убедиться, что он записан верно.
При проверке устных ответов на задания ГВЭ предметные комиссии, сформированные на региональном уровне для проверки экзаменационных работ участников экзаменов, обеспечиваются файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов или протоколами устных ответов участников экзаменов. Экзаменационные работы участников экзаменов, выполненные рельефно точечным шрифтом Брайля, переводятся в плоскопечатный текст и проверяются экспертами предметных комиссий согласно требованиям, установленным на федеральном уровне.